Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг считал, что человеческая психика включает в себя как личное, так и коллективное бессознательное – универсальный слой сознания, который наследуется как продукт человеческой эволюции. Оно содержит архетипы – универсально понимаемые паттерны или символы, разделяемые людьми разных культур и эпох. Архетипы действуют как психологические схемы, которые определяют, как мы воспринимаем окружающий нас мир, и представляют собой некий первообраз, выраженный в виде персоналии, обстоятельств или ситуации, который аккумулирует в себе общечеловеческий опыт: прохождения пути, сражения, охоты, победы, спасения, предательства, преодоления сложностей, козней вредителей и поддержки помощников и т.д.
Архетипы влияют на наше восприятие, поведение и эмоциональные реакции, а также выражаются в мифах, религиях, снах и других культурных явлениях. По мнению Юнга, универсальность и общечеловечность архетипов объясняет, почему так много географически изолированных цивилизаций в итоге включили похожие символы, темы и сюжеты в свое искусство и устные традиции.
Юнг выделял такие архетипы, как анима, анимус, персона, тень и самость, но не делал какой-то строгой систематизации. Позже её предложила Кэрол Пирсон, выделив 12 основных архетипов:
- Герой (Воин);
- Правитель;
- Родитель (Заботливый, Опекун);
- Ребенок (Невинный, Простодушный);
- Славный малый (Приятель);
- Шут (Дурак);
- Бунтарь;
- Маг (Волшебник);
- Мудрец (Учитель);
- Гедонист (Любовник, Эстет);
- Творец (Художник);
- Искатель (Отшельник, Монах).
В античной Греции Герой или Бунтарь — это Прометей, в средневековой Англии — Робин Гуд, а в феодальной Японии — самурай. Герой, Искатель и Творец на Западе периода Возрождения — конкистадор, первооткрыватель. Подобно своим мифическим предшественникам, отправлявшимся на поиски золотого руна, чаши святого Грааля, Итаки или новых земель, они совершают мужественные путешествия вовне. Тогда как герой Востока, не уступая им в ловкости, сообразительности и умениях, чаще всего устремляется в путь к себе. В себя. И главное его достижение — не обретение материальных сокровищ или волшебных артефактов, а выявление своих сверхспособностей, собственного совершенства. Отсюда и культура ниндзя, монастырей вроде Шаолиня, восточных единоборств, где воины достигают недосягаемого, казалось бы, мастерства, бегают по стенам, прыгают на зависть европейским паркурщикам, руками и ногами разрушают препятствия, на которые и смотреть-то больно.
Что у нас сегодня с героями? на экране, книгах и в жизни?