А вы знаете, что в период Пунических войн, в 215 году до н. э., когда римские силы терпели поражение в противостоянии с Ганнибалом, народный трибун Гай Оппий провел закон, ограничивавший римских женщин в демонстрации богатства и положения?
Согласно lex Oppia, римлянкам запрещалось:
- Иметь украшения весом более 14 грамм золота. Делать изящные ювелирные украшения люди тогда не умели, а золото – металл тяжелый, и такое весовое ограничение по сути запрещало римлянкам носить заметные золотые украшения. Тонкий браслет на запястье или небольшой кулон на кожаном ремешке были допустимы, а за массивное ожерелье римская модница могла оказаться в суде.
- Носить разноцветную одежду. Римлянам разрешалась белая или сероватая одежда из отбеленного или некрашеного полотна, именно в таких одеяниях чаще всего мы видим людей на изображениях античной эпохи. Красители для ткани стоили дорого (вплоть до конца XIX века), ведь производились из натуральных компонентов – минеральных порошков, растений, животных. Одним из самых дорогих считался «царственный» пурпур, его изготовляли из морских брюхоногих моллюсков, иглянок. Римляне благородных сословий носили одежду, украшенную пурпурными полосами, а одна сплошная пурпурная тога императора стоила жизни десяти тысячам иглянок.
- Ездить на колесницах в пределах города и на расстоянии 1,6 км от города. В порядке исключения на колеснице можно было проехаться во время религиозной церемонии, если этого требовал ритуал. Но похвастаться крутой тачкой перед плебеями богатые римляне уже не могли.
В период военных поражений римлян такой закон, принятый тибунами (представителями власти, выбранными из простого народа) мог поднять боевой дух народа, а от элиты требовал направлять средства не на излишества, а на выживание своего государства. Родина в опасности, потому все для фронта, все для победы.
Пунические войны закончились победой римлян. Мужчины вернулись домой на колесницах триумфаторов. В стране начался период экономического подъема и процветания. И пора бы вернуть римлянкам их нарядные платьица, и позволить носить золотишко, награбленное мужьями в Карфагене. Ведь женщины Рима также заплатили свою цену за общую победу. Они разделили с мужчинами тяготы военного положения. Кто-то потерял в этой войне отцов, мужей, сыновей. Но праздновать победу в туниках в пурпурную полосочку могли только мужчины. А женщины до сих пор носили траур по давно прошедшим военным неудачам.
Тогда женщины потребовали отмены закона Оппия. Их поддержали народные трибуны Марк Фунданий и Луций Валерий. Против отмены закона выступили трибуны Марк и Публий Юнии Бруты. Вопрос, «носить или не носить», разделил римлян на два непримиримых лагеря. Уже не только трибуны, но и консулы, и преторы спорили, можно ли снова разрешить римским гражданам украшать себя.
- Посмотрите на этих бесстыдниц, - взывал к разуму публики консул Марк Порций Катон. – Сегодня они выходят на площадь у Капитолия, завтра захотят равных с мужчинами прав. Вы им на полмизинца уступите, разрешите носить побрякушки, - завтра по локоть отхватят. Никаких поблажек, мой вам совет. Обуздайте их безрассудную природу.
- Но и раньше свободные женщины Рима вмешивались в политику, - напомнил трибун Валерий, - Например, сабинянки, ставшие женами римлян, вынудили своих отцов и братьев прекратить войну и заключить с Римом мир. А ведь сабиняне одерживали победы, и уже были готовы уничтожить молодую римскую республику. А помните Кориолана? Он со своей бандой взял Рим в осаду, и кто его остановил? Римлянки. Его мать, его сестры, его жена, - они просили Кориолана отступить от стен Рима. И он не смог им отказать. Хотя это стоило ему жизни, так как сообщники посчитали его предателем. Не стоит недооценивать вклад женщин в становление римской государственности.
- Не свободы женщины хотят, а распущенности, - настаивал Катон, - Настоящий римлянин суров. Зачем подруге римлянина пурпурная накидка? Так и до упадка недалеко. Не нужно раскачивать лодку.
- Сейчас даже у твоей лошади есть пурпурная накидка, - парировал Валерий. – А у матери твоих детей – нет. Рим изменился. Мы стали богаче. Многое можем себе позволить. Позволь своей жене носить нарядное платье. Она не получит равных с тобой прав при твоей жизни.
Тем временем протест охватывал все большее количество населения. Уже не только римлянки, но и жительницы других городов и даже деревень приходили на площадь у Капитолия. Протестные акции не утихали, пока закон Оппия не был отменен. Римлянки снова могли щеголять нарядной одеждой, дорогими украшениями, и ездить на колеснице в булочную.
А История рассудила спор Катона и Валерия. По существу, оба были правы. И Валерий - в том, что равные права с мужчинами женщины получили не скоро, и не на площади Капитолия. И Катон – в том, что тяга к излишествам и роскоши в конце концов развратила римлян и стала одной из причин упадка величайшего государства.
А я всегда говорил, что во всех бедах виноваты женщины....