У кого какие трактаты имеются на руках. Ученики философы.
_____________________
Современные философские учения
Наиболее распространенными философскими течениями 20 в являются : марксизм, неопозитивизм, экзистенционализм, неотомизм, рационализм, структурализм и др. Остановимся вкратце на изложение некоторых из них.
А). Марксистская философия.
Возникновение диалектико-материалнстической философии связано с «менами К.Маркса и Ф. Энгельса. Оно не было одномоментным акгом, его "^обходимо рассматривать как сложный и противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. Чтобы понять, как шел процесс формирования этой философии, следует обратиться к историческим событиям 30-х -40 -х годов !9в. в Европе.
Социально- экономические предпосылки формирования диалектико- материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических общественных отношений, когда все в большей степени стали Сжаться противоречия между трудом и капиталом, один за дру гим следо- Ьали кризисы перепроизводства (1825, 1842, 1847 гг.) Они сопровождались с°кращением производства, безработицей, резким ухудшением социального
г
положения наемных рабочих В рамках существовавшей в то время филос.^ ско- социологической теории дать правильное объяснение всему этому бы.,, невозможно. Требовалось новый методологический подход к анализу пронс\(| дящих процессов.
Сложностью и противоречивостью отличалось политическое положени, в таких странах, как Англия, Франция, Германия. Если в 18 в. рабочий клц^ выступал вместе с буржуазией против феодальных порядков, не выдвигая своц экономические и политические требования, то в 30 - 40-ые годы 19 века oj, открыто заявил о своих экономических, социальных и политических права* Классовая борьба буржуазии с пролетариатом приняла острый характер.
Эволюция капиталистического способа производства требовала новых орий общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Обращаясь к аналщу социальных противоречий и стихийных восстаний рабочих во Франции, Ан- глин, Германии. Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости социа. диетической революции. Только она, по их мнению, может покончить с миром эксплуатации и насилия, построить общество социальной справедливости, равенства и свободы. Пролетариат рассматривался как главная сила революцн- онного преобразования общества
Любое философское учение, рождаясь в конкретных исторических уело, виях, опирается на непосредственную и опосредованную теоретическую балу, продолжая традиции и сохраняя преемственность. Это присуще и марксистской философии. К опосредованным теоретическим источникам относятся учения древнегреческих мыслителей, эпохи Возрождения и Нового Времени, а к непосредственным - философские н социологические взгляды немецких мыслителей периода Просвещения Г.Лессинга, И Гердера и др. Особую роль при этом сыграла классическая немецкая философия, и в частности диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Творчески анализируя диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, они органически их соединили и создали новое учение - диалектический материализм.
Дналектико-материалнстическая позиция позволила им осуществить критический анализ односторонних положений философии Фейербаха
(созерцательный, метафизический характер материализма, антропологический подход к решению проблемы человека, идеалистическое в целом понимание истории). Они признавали, что познание является активной предметно- практической деятельностью, в результате которой происходит очеловечивание природы, объективирование знаний о ней в ходе создания «второй природы». Качественно иным, чем у Фейербаха, было понимание человека как биосоциального существа. Маркс и Энгельс осуществили системный подход к проблеме человека, что позволяет говорить о самостоятельности их философ' ских взглядов. Маркс показывает, что сущность человека представляет собой ансамбль всех общественных отношений ( см. К Маркс, Ф Энгельс. Соч. Т42 С.265 ).
Маркс и Энгельс показали несостоятельность идеалистического под*»1' да к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость
реальных побудительных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, которые, так или иначе коренятся в материальных условиях жизни общества. В этой связи они ввели в научный оборот понятие « материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни.
Их отношение к философии Гегеля не было однозначным. Оно отличалось творческим подходом. Основой для формирования теории диалектики (отличной от гегелевской), Марксом была признана объективная действительность, которую Гегель изначально недооценивал. Несмотря на это, Маркс на протяжении всей теоретической деятельности обращался к философии этого выдающегося мыслителя с целью творческого приобщения к богатству ее содержания
Стремление Маркса не рассуждать об обществе вообще, а постигать его как внутренне связанную динамическую систему, было принципиальным шагом вперед по сравнению с традиционной социологией Системный подход в познании природной и социальной сфер в их взаимосвязи явился важнейшим результатом творческого развития философии
Итак, материализм и диалектика в марксистской философии приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи.