Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящейсилой в нашей стране.Нами правят, наше сознание программируют, нашивкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают - и всеэто делают в основном люди, о которых мы никогда и неслыхивали. Таков логичный результат организации нашего демократического общества. Именно такое взаимодействие необходимо для мирного сосуществования людей вэффективно функционирующем обществе.
Так начинается первая глава книги Эдварда Бернейса "Пропаганда"
и далее....
Теоретически, каждый гражданин самостоятельно принимает решения по общественным и личным вопросам. Напрактике, если бы нам приходилось самостоятельно овладевать запутанными экономическими, политическими иэтическими аспектами любого из этих вопросов, мы бы таки не смогли сделать какой-либо вывод. И вот мы согласились на то, чтобы невидимое правительство фильтровалоинформацию и выделяло особо важные вопросы, сокративнаше поле выбора до разумных пределов. Через свой рупор- средства массовой информации - наши лидеры передаютнам различные доводы и сведения по вопросам, поступающим на суд общественности; от какого-нибудь авторитетав области этики, будь то священник, популярный эссеистили просто широко распространенное мнение, мы получаем стандартный код социального взаимодействия, которому чаще всего и следуем.
В теории, каждый покупатель приобретает самые лучшие и самые дешевые товары общественного потребления, которые может предложить ему рынок. На практике,если бы мы, выбирая один из сотни сортов мыла, ткани,хлеба, задавались вопросами о цене и составе продукта,экономика благополучно почила бы в бозе. Чтобы этогоне произошло, общество соглашается сократить поле вы3Эдвард Бернейсбора, рассматривая лишь те идеи и товары, о которых емув том или ином виде сообщает пропаганда. Мы находимсяпод постоянным массированным воздействием, задача которого - овладеть нашими умами в интересах какой-либо стратегии, товара или идеи
вобщем, лучше Бернейса почитайте
из главы второй:
Власть, утраченная королем, досталась простомучеловеку, ибо экономическая власть влечет за собой политическую, а история индустриальной революции наглядно демонстрирует нам переход этой власти от короля иаристократии к представителям буржуазии. Всеобщее избирательное право и всеобщее образование подкрепилиэту тенденцию, и в итоге даже буржуазия стала робеть перед массами. А сами массы собрались уже было в короли.Но вот наступила реакция. Меньшинство обнаружиловеликолепный способ влияния на большинство. Оказалось, что можно формировать мнение масс таким образом, чтобы направить свежеобретенные ими силы на строго заданные цели. В современном обществе это неизбежно. Любыесоциально-значимые шаги - в области политики, финансов,промышленности, сельского хозяйства, благотворительности, образования или любой другой - сегодня должны совершаться с помощью пропаганды. Пропаганда становитсяинструментом невидимого правительства.Предполагалось, что всеобщая грамотность нужна, чтобы научить обывателя контролировать окружающую среду. Овладев чтением и письмом, он овладеет возможностьюуправлять - так гласила демократическая доктрина. Но всеобщая грамотность дала человеку не разум, а набор штампов, смазанных краской из рекламных слоганов, передовиц, опубликованных научных данных, жвачки желтыхлистков и избитых исторических сведений - из всего, чегоугодно, но только не из оригинальности мышления. У миллионов людей этот набор штампов одинаков, и если на этимиллионы воздействовать одним и тем же стимулом, отклик тоже получится одинаковый. Утверждение о том, чтоширокие массы американцев получают большинство своих идей таким вот оптовым путем, может показаться преувеличением. Пропаганда - в широком значении организованной деятельности по распространению того или иного убеждения или доктрины - и есть механизм широкомасштабного внушения взглядов.