Раз уж мы заговорили о морали, то я бы предложила поднять другой аспект: перспективы развития моральных установок.
Аллен Бьюкенен говорит нам о том, что наша мораль с одной стороны обусловлена трайбализмом, а с другой инклюзивностью)
С одной стороны моральные установки формируются таким образом, что основной ценностью становится абстрактный носитель прав человека, а с другой стороны теже моральные установки уже давно воздействуют не только на социальные отношения, субъектов социальных отношений, но и на нечеловеческие существа.
В общем основные достижения последних десятилетий (утрирую, разумеется):
охота это плохо;
цирки это плохо;
женщина - тоже человек;
рабства быть не должно;
запрет на любые формы дискриминации;
верховенство права.
А что дальше?))
Аллен Бьюкенен, который и вводит понятие морального прогресса, оговаривается, что "всякий раз, когда я использую фразу «моральный прогресс», это обязательно вызовет недовольство в некоторых кругах. Этот термин может стать спусковым крючком для людей, которые думают, что понятие морального прогресса является оружием западного культурного империализма или, по крайней мере, что оно настолько запятнано колониализмом, что его употребление должно быть запрещено. Или они думают, что «моральный прогресс» означает всеобщее моральное улучшение, и беспокоятся, что такое понятие несовместимо с признанием того, что может существовать более одной действительной или разумной морали. Они думают, что сама идея морального прогресса противоречит уважению морального разнообразия".