Культ Пушкина у американских негров
А вот об этом узнать было интересно. Довольно неожиданная информация, на наш взгляд. Серьезно, кто бы мог подумать, что все чернокожие водители нью-йоркского такси в курсе, кто такой Пушкин!
Если вы не верите нам, то поверьте американке Энн Лоусбери, написавшей в 1999 году очерк “Кровно связанный с расой”. Именно в нем она привела массу удивительных подробностей, из которых складывается ощущение, что в негритянском сообществе Америки царит настоящий культ Пушкина.
И сразу приведем вам ту самую цитату про таксистов:
“В течение года я проводила опрос среди водителей нью-йоркского такси. Я говорила, что пишу о русском поэте Александре Пушкине, и спрашивала, известно ли им его имя. Оказалось, что белые водители никогда не слышали о таком авторе, а практически все черные слышали. Они знают, что Пушкин был негр”.
Ну и вот вам еще парочка фактов из ее статьи.
В 1925 г. журнал “Оппортьюнити”, один из основных печатных органов “Гарлемского Возрождения” 1920-30-х гг., учредил ежегодную Пушкинскую премию для черных поэтов.
В 1983 г. в серии комиксов, посвященных чернокожим героям, вышла книжка “Жизнь Александра Пушкина”.
Дальше Энн Лоусбери подробно рассказывает о том, как именно защитники прав чернокожего населения в течение полутора веков воспринимали личность Пушкина. Для них он был прямым доказательством того, что негритянской расе нельзя отказывать в способности понимать и создавать прекрасное, в том числе высокую поэзию. Дело в том, что американские расисты любили опираться на письменную литературу как на свидетельство цивилизации. Нет письменной литературы, значит вы дикари, стоящие на ступень ниже.
В разных книгах и работах, посвященных преодолению предубеждения белого большинства по отношению к вчерашним рабам, имя Пушкина регулярно поднимается на щит. Он негр, утверждали авторы. Но при этом великий писатель и великий поэт. Шах и мат!
Тут стоит сказать пару слов о самом факте безоговорочной записи солнца русской поэзии в стопроцентные негры. Для нас с вами так вопрос вообще не стоит. Мы знаем, что у него есть 12,5% африканской крови, благодаря предку Абраму Ганнибалу, выходцу из Абиссинии. Сам Пушкин не только никогда не скрывал это, но и любил подчеркивать свою знойную кровь.
Однако мало ли кто там в предках. У многих русских писателей есть татарские корни, иногда турецкие, часто немецкие, а порой и вовсе какая-нибудь экзотическая дальняя родня в Шотландии или Ирландии. Африканская родословная ничего не отнимала у Пушкина в наших глазах. Добавляла – это да.
В Америке же очень долго действовало так называемое правило “одной капли крови”. Официально оно в ряде штатов продержалось аж до 1964 года! По этому правилу мулаты, квартероны, октероны и прочие потомки любого чернокожего считались стопроцентными неграми. Одна капля крови делала человека чернокожим в юридическом плане. Со всеми вытекающими.
Так что по их понятиям Пушкин был просто негром. Неудивительно, что в таком контексте его фигура вызывала у американских чернокожих неподдельный интерес. Причем не только в прошлом, но и сейчас. Как минимум в 1999 году это все еще было так.
https://litinteres.ru/blackpushkin/