Практически все люди на портретах начала прошлого столетия выглядят как фарфоровые куклы, пристально всматривающиеся в объектив.
Публичные фотоателье в России стали появляться в конце 19 века, и первоначально выглядели не слишком солидно. Чаще всего фотографы устраивали фотостудии в собственных квартирах (экономии ради, разумеется), либо же арендовали под эти цели крошечные комнатки в доходных домах, что, по понятным причинам, доставляло массу неудобств.
Однако основное неудобство заключалось в другом: в те времена для освещения электричество еще не использовалось, и фотографам приходилось работать исключительно днем и только в хорошую ясную погоду, когда для фотографии и естественного освещения было достаточно. Ну а чрезмерно яркий свет регулировали при помощи штор.
Безусловно, со временем ситуация с освещением была решена, и фотоателье стали представлять собой приличные заведения, в которых можно было заказать фотографию на любой вкус: индивидуальные и групповые студийные портреты, свадебные и даже будуарные (эротические) снимки.
В дальнейшем, когда индустрия фотографии стала набирать обороты, фотографы получили возможность организовывать выездные съемки. Обычно это было долго, дорого и довольно сложно технически, однако не невозможно. Фотографы делали снимки в интерьерах своих заказчиков, а также выезжали на самые различные объекты, которые необходимо было зафиксировать для истории.
Собственно, не стоит лишний раз говорить о том, что популярность фотографии в начале 20 века была просто ошеломляющей! И люди были готовы проводить перед объективом по несколько часов, дабы в результате получить заветный фотоснимок. Для этих целей, кстати, у фотографов появилась специальная подпорка для шеи. Ее использовали в случае, когда человек просто физически не выдерживал сидеть или стоять в одной позе, а также во время съемки «пост мортен» для фиксации шеи умершего.
Кстати, это из-за необходимости долго смотреть в объектив ради одного единственного снимка и появилась фраза «Сейчас вылетит птичка». Ее использовали фотографы, когда работали над детскими портретами. Понятное дело, убедить ребенка сидеть неподвижно на протяжении длительного времени, смотреть в объектив и, по возможности, не моргать – задача не из простых.
Поэтому фотографы акцентировали внимание детей, что из объектива вот-вот должна вылететь птичка, и, чтобы ее увидеть, необходимо смотреть очень внимательно. Кроме того, нельзя двигаться, иначе птичка испугается и не станет вылетать. И вы знаете, это работало! Дети сидели смирно и терпеливо ждали появления птички.
К сожалению, подобные ухищрения редко срабатывали с взрослыми клиентами фотоателье, и многие просто не выдерживали многочасового позирования перед камерой, и в самый ответственный момент все же моргали. В итоге на снимках они получались с закрытыми глазами. И как же быть в такой ситуации? С пересъемкой было слишком много мороки, да и у фотографа не было уверенности в том, что клиент снова не моргнет.
К слову, способ избежать брака в работе был найден довольно скоро, и этим способом стала ретушь. Сперва совсем простенькая, с использованием карандаша или гуаши, однако она позволяла, например, уже на готовом снимке дорисовать открытые глаза. Конечно, на первых порах ретушь была заметной, поскольку добавленные элементы были четче, чем остальные детали на снимке, но со временем и эта технология была доведена до совершенства.
Лица людей (да и не только лица) на дореволюционных фотографиях выглядели странно из-за ретуши. Дело в том, что предшественники фотографов, художники, выполняя портреты при помощи карандаша или туши, частенько корректировали внешние изъяны своих заказчиков: например, не отражали на портретах морщинки и несовершенства кожи, увеличивали (или уменьшали) глаза, убирали горбинку на носу. Да и в целом «подгоняли» портрет под существующие в то время эталоны красоты, поэтому на выходе клиент получал действительно красивую работу.
Посмотреть вложение 177