Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Стоит ли возвращаться к системе распределения после ВУЗов?
Более половины россиян выступают за возврат к системе распределения выпускников после вузов, выяснили в 2023 году аналитики сервиса Superjob. При этом сами студенты отправляться в далекие деревни и села не хотят, следует из результатов того же опроса. Против такой системы выступили 46 процентов выпускников. Дискуссию, нужно ли вернуться к системе распределения, инициируют в Госдуме в ближайшее время. К чему склоняются депутаты, выяснила «Парламентская газета».
Почти два миллиона выпускников ежегодно
Инициировать в Госдуме публичную дискуссию о необходимости распределения студентов после вуза предложил председатель Комитета палаты по молодежной политике Артем Метелев. Эту тему он поднял после принятия в первом чтении законопроекта о молодом специалисте. Согласно документу, им будут признавать любого человека до 35 лет включительно, вступившего в трудовые отношения с работодателем.
Сейчас в законе уже есть понятие «молодой специалист» — это тот же человек до 35 лет, но завершивший обучение и впервые устраивающийся на работу по профилю. Но, согласно такой формулировке, статус, а значит, и полагающиеся преференции не могут получить, например, работающие студенты, ведь они еще не закончили учебу. Нет у них такой возможности и после получения диплома, ведь на работу они устраиваются не впервые.
«В нашей стране почти 40 миллионов молодых людей, из них 750 тысяч ежегодно выпускается из университетов и еще больше миллиона выпускается из колледжей. Для каждого из них поиск работы — главная задача», — сказал Метелев во время обсуждения законопроекта в Госдуме. При этом для таких молодых людей остро стоят вопросы жилья, социальной поддержки, дополнительного обучения. И когда компании или регионы вводят такую поддержку, это привлекает молодежь, пояснил депутат.
Отучился — отработай
Еще одним видом поддержки молодых людей может стать возвращение системы распределения после вузов, полагает Артем Метелев. «Такой опыт был в Советском Союзе. Периодически эта идея снова становится предметом обсуждений. С учетом интереса парламентариев и общества мы запланируем широкое обсуждение вопроса этой весной с привлечением профильных комитетов», — написал депутат на своей странице в соцсети.
Широкую дискуссию уже в апреле планируют и о смежной проблеме — нехватке кадров. Обсуждаются разные подходы. «Реанимировать командно-административное прошлое с известным распределением или надеяться на личную сознательность и целевой набор в совокупности с мерами стимулирования и поддержки», — рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. «Если человек сам связывает профессиональное будущее с ключевыми социально значимыми отраслями, такими как образование, здравоохранение, оборона и безопасность, а государство, полагаясь на этот выбор, расходует средства налогоплательщиков на его обучение, то должны быть и справедливые механизмы регулируемой занятости в подобных сферах, исключающие произвольный вопреки законным общественным ожиданиям отказ выпускника от работы по профилю», — считает депутат.
Он отметил, что для введения регулируемой занятости важно иметь четкий перечень таких стратегических отраслей и не лишать выпускника права выбора конкретного места работы по профилю.
От стажировок до льготных кредитов
Для включения пункта о послеуниверситетской практике в договоре на обучение необходимо предварительно создать ряд условий, считает зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов: «Данные о каждом абитуриенте должны быть доступны работодателям. Тогда уже на первых же летних каникулах студент начнет стажировку, которая перерастет в практику, в проектную работу на семинарах и в лабораториях».
Заказчиком такой проектной работы может быть городская больница, сельская школа, спортивный клуб, команда которого играет в Континентальной хоккейной лиге, областной следственный комитет, полагает Наумов.
Кроме того, по мнению депутата, надо стимулировать заключение трехсторонних договоров об углубленном специальном образовании, а успевающим студентам платить стипендию не ниже МРОТ.
«Вот в такой финансовой модели в договоре может быть и пункт о послеуниверситетской практике, увязанной, кстати, и с льготным кредитом от работодателя на покупку молодым специалистом своего дома», — заключил парламентарий.
Проще с инженерами, чем с гуманитариями
Распределение может быть востребовано скорее в инженерных вузах, считает ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов. А в гуманитарных — внедрить его будет не так-то просто, полагает он.
«Например, учителя средней школы — казалось бы, массовая профессия, но есть вузы Минпросвещения, и, конечно, в первую очередь специалистов будут приглашать оттуда, — сказал ректор. — С другой стороны, многие гуманитарные вузы готовят сегодня штучных специалистов, ожидать, что на них заблаговременно найдется заказчик, тоже не стоит».
Для гуманитарных вузов более приемлемый вариант — целевой набор, который тоже предполагает отработку после обучения. Правда, сейчас целевиков в самом РГГУ меньше одного процента, но еще несколько лет назад их было и того меньше, сказал Безбородов: «Раньше их были единицы, теперь десятки». При этом, по словам ректора, вуз готов набрать до десяти процентов целевиков от всего количества студентов.
Хотят вместо конкуренции работодателей за специалистов подменить обязаловкой, полукрепостничеством. Учёба не подарок. Это труд. И далеко не всякий согласен трудиться и "грызть гранит науки". Расписывается это как халявное времяпровождение в молодости что далеко не так. И грамотный специалист должен цениться выше "эффективных менеджеров". Хотят получать специалистов нахаляву. А ты возьми и обучи для себя. Тогда и будешь иметь права заставить его работать у себя.
Тут дело в том КАК тебя учили, платили ли стипендию например достаточную. Тут следовало бы хотя бы стипендию отработать. Или если жил и учился за свой счёт, то какие могут быть принуждения?
Всё верно. И должен быть договор при поступлении. Договор с государством. А кто за свой счёт учился вправе требовать оплату труда, покрывающие затраты на учёбу в том числе на затраченные года.
При СССР инженеров в "прослойку" превратили, но не указали между чем прослойка
Улыбнуло. А государство когда вернёт долги людям, или когда будет отрабатывать долги перед гражданами? Например, те банковские вклады граждан, которые по вине государства обесценились в 1991 году? Ведь если у человека на сберкнижке к 1991 году лежал денежный эквивалент стоимости квартиры, то и возвращать людям пришлось бы явно не 3 рубля, и не 30 тысяч, а миллионы, с учетом нынешних цен на квартиры.
Студент должен отработать потраченное на него где скажут и сколько скажут? Ну и, как думаете, чем подобная трудовая система будет принципиально отличаться от системы долгового рабства в Вавилонии или Ассирии?
Только лишь тем, что , в отличие от Ассирии, с должником будут обращаться менее жестоко и не будут бить бичом,
если он откажется платить или если по разным причинам не сможет отработать эти долги?
Когда учил марксизм в институте, то учил вдумчиво и придирчиво. Например решил разобраться классовом составе того советского общества по ленинскому определению классов. Получилось классов всего три.
-класс работяг за зарплату (неважно умственного или физического. сельского или городского).
-класс живущих не за зарплату это торгаши, таксисты, спекулянты и так далее
-и класс номенклатуры... советского дворянства, живущего параллельно по своим внутренним законам.
Интеллигенции места не нашлось. А прослойка выглядит смешно. Идеологи советского с троя ваще нихрена не делали. Паразитировали, в том числе и политработники. Над ними в армии анекдоты сочиняли. До того тупы. И ведь шли же на эту специальность в военные училища. Просто не представляю. кем надо быть для этого. Наверное очень хитро*опым.
Улыбнуло. А государство когда вернёт долги людям, или когда будет отрабатывать долги перед гражданами? Например, те банковские вклады граждан, которые по вине государства обесценились в 1991 году? Ведь если у человека на сберкнижке к 1991 году лежал денежный эквивалент стоимости квартиры, то и возвращать людям пришлось бы явно не 3 рубля, и не 30 тысяч, а миллионы, с учетом нынешних цен на квартиры.
Студент должен отработать потраченное на него где скажут и сколько скажут? Ну и, как думаете, чем подобная трудовая система будет принципиально отличаться от системы долгового рабства в Вавилонии или Ассирии?
Только лишь тем, что , в отличие от Ассирии, с должником будут обращаться менее жестоко и не будут бить бичом,
если он откажется платить или если по разным причинам не сможет отработать эти долги?
Не знаю, когда вернет. И эквиваленты все поменялись. У меня подружка в 90-х продала дачу и купила сыну компьютер. Сейчас дача и квартира эквивалентны. Ну что тут поделаешь? Я бы для начала всю промышленность национализировала, которую ворье в 90-е у государства отжало.
Не знаю, чем отличается трудовая система от рабства, я в Ассирии не жила.) Но у современного молодого человека всегда есть альтернатива не иметь высшего образования совсем, и не будет никакого рабства.) Или платить за образование самому.))
Паразитировали, в том числе и политработники. Над ними в армии анекдоты сочиняли. До того тупы. И ведь шли же на эту специальность в военные училища. Просто не представляю. кем надо быть для этого. Наверное очень хитро*опым.
Шорников Н. А. - заместитель командира по политической части мотострелковой роты - Герой Советского Союза посмертно.
Демаков А.И. -заместитель командира по политической части мотострелковой роты - Герой Советского Союза посмертно.
Опарин А.Я. - заместитель командира по политической части мотострелкового полка - Герой Советского Союза посмертно.
Сарабеев В.И. - заместитель командира по политической части штурмового авиационного полка - Герой Российской Федерации посмертно.
Нечаев Иван Владимирович - заместитель командира по политической части авиационной эскадрильи - Герой Российской Федерации.
Шорников Н. А. - заместитель командира по политической части мотострелковой роты - Герой Советского Союза посмертно.
Демаков А.И. -заместитель командира по политической части мотострелковой роты - Герой Советского Союза посмертно.
Опарин А.Я. - заместитель командира по политической части мотострелкового полка - Герой Советского Союза посмертно.
Сарабеев В.И. - заместитель командира по политической части штурмового авиационного полка - Герой Российской Федерации посмертно.
Нечаев Иван Владимирович - заместитель командира по политической части авиационной эскадрильи - Герой Российской Федерации.
Курс окончен, по глухим селеньям
Разлетимся в разные края...
Ты уедешь к северным оленям,
В южный Казахстан уеду я...
(Из песни...)
Если учился за свои деньги, может быть и недо распределять...
Кто на бюджетные средства, государство может и послать на какой-то срок туда, куда необходимо... Имхо...
Шорников Н. А. - заместитель командира по политической части мотострелковой роты - Герой Советского Союза посмертно.
Демаков А.И. -заместитель командира по политической части мотострелковой роты - Герой Советского Союза посмертно.
Опарин А.Я. - заместитель командира по политической части мотострелкового полка - Герой Советского Союза посмертно.
Сарабеев В.И. - заместитель командира по политической части штурмового авиационного полка - Герой Российской Федерации посмертно.
Нечаев Иван Владимирович - заместитель командира по политической части авиационной эскадрильи - Герой Российской Федерации.
Все штабные работники хапали награды. Награждали идеологически, для поднятия уважения к Партии и её агитаторам.
Я послужил в армии и работу ихнюю знаю не по чужим рассказам, особенно из газет.
Идейные реально шли в первых рядах. Но я таких в жизни не встречал. Это легендарные личности. По сути гражданская война продолжалась при жизни Сталина. Выискивались "враги народа" и идейные размахивали наганами. Война была "ночная"... не открытая. Приезжал "воронок" в четыре часа ночи. Прекратилась при Хрущёве.
Все штабные работники хапали награды. Награждали идеологически, для поднятия уважения к Партии и её агитаторам.
Я послужил в армии и работу ихнюю знаю не по чужим рассказам, особенно из газет.
Форум является русскоязычной интернет - площадкой, находящейся на территории РФ. На форуме крайне не приветствуется неуважительная к РФ или её политике тональность обсуждений, а также сообщения, которые могут негативно отражаться на имидже России и её национальных интересах.
В Дурдоме тепло, сухо и уютно!
Гостям многие функции недоступны!
На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент и сохранить Ваш вход в систему, если Вы зарегистрируетесь.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie.